Закрыть
8
лет
работы
151 843
автомобилей
подключили
22
представительства
по всему миру
1 000 000 000
сэкономили
своим клиентам
Вторник, Октябрь 24, 2017
Публикации / Почем мониторинг, или какая поговорка правдивей «копейка рубль бережет» или «скупой платит дважды»?

Почем мониторинг, или какая поговорка правдивей «копейка рубль бережет» или «скупой платит дважды»?

Сегодня на рынке представлено большое количество услуг по мониторингу транспорта. Большинство предложений однотипно и имеют единственное различие – различие в цене. Ряд компаний предлагают свои услуги на условиях ежемесячной абонентской платы, в то же время другие готовы оказать аналогичные услуги за единовременный платеж. Какое предложение выбрать? Как и из каких параметров формируется стоимость? Эти и другие вопросы мы попробуем рассмотреть в данной статье.

Давайте определимся, что необходимо для успешной работы любой информационной системы. В первую очередь  - правильная установка и настройка. Эти работы проводятся исполнителем за отдельную плату или включаются в стоимость поставляемого оборудования. Вторым фактором, обеспечивающим успешную работу системы, будет ее правильная эксплуатация и обслуживание. 

Что же подразумевается под правильной эксплуатацией и обслуживанием? Слагаемых правильной эксплуатации может быть достаточно много, и их состав зависит от конкретного типа представленного решения. Вот некоторые из таких слагаемых:

  • Соблюдение требований к условиям окружающей среды;
  • Плановая диагностика и профилактика компонентов;
  • Создание резервных копий баз данных;
  • Аудит журналов системы.

На третье место мы поставим гибкость системы. Под гибкостью понимается возможность изменения конфигурации системы, которое может заключаться в увеличении производительности, создании дополнительных рабочих мест, обновлении программных и аппаратных модулей.

Четвертым фактором является возможность интеграции системы мониторинга с другими информационными системами, используемыми заказчиком. Здесь необходимо задаться вопросом: как быстро и как просто можно осуществить интеграцию, требует ли она доработки системы или осуществляется несложными манипуляциями инструментами интерфейса комплекса.

Безусловно, в каждом конкретном случае приоритетность указанных выше пунктов может меняться. Если вы четко определились с задачами, которые должна решать система, а также оценили свои собственные силы – пора выбирать коммерческую схему, по которой будет приобретаться и сопровождаться система. Рассмотрим каждую из таких схем в отдельности.

Приобретение системы «под ключ». Данный вариант предусматривает поставку оборудования заказчику, при этом исполнитель берет на себя обязанности по установке и первичной наладке. Заказчик оплачивает все работы единовременно, после чего остается с системой один на один. При таком варианте развития событий для успешной эксплуатации комплекса персонал заказчика не только должен быть хорошо технически подготовлен – помимо квалифицированных инженеров в штате должны быть люди, обученные работе именно с поставленной системой. Обязательно требуйте обучения своих сотрудников! У поставщика на этот случай должен быть детальный план обучения, завершающегося обязательным экзаменом с выдачей сертификата. Если при поставке решения «под ключ» исполнитель обещает вам сопровождение системы силами своих специалистов, не требуя за это никакой оплаты, – не обольщайтесь: бесплатно работать не будет никто, в лучшем случае вы будете получать «отписки» на ваши запросы по электронной почте. При поставке «под ключ», как правило, предлагаются платные услуги технической поддержки, оформленные в виде различных пакетов, отличающихся друг от друга объемом выполняемых работ. Чаще всего пакет приобретается на год, а его стоимость вычисляется в процентном отношении от стоимости контракта на поставку решения. Сделаем вывод: для приобретения системы «под ключ» в штате предприятия должен быть квалифицированный специалист, способный правильно эксплуатировать информационные системы, поставщик должен обеспечить обучение персонала администрированию системы и работе с ней.

Как показывает практика, такой подход выгоден для крупных предприятий (автомобильный парк свыше 100 единиц техники), в которых, кроме того, не требуется интеграция системы с другими эксплуатируемыми информационными системами.

Пожалуй, самый распространенный вариант предоставления услуг мониторинга – поставка системы с ежемесячной абонентской платой. При таком развитии событий поставщик берет на себя настройку и поддержку системы на весь период сотрудничества. При заключении договора на поставку с ежемесячной абонентской платой обращайте внимание на  разграничение зон ответственности между исполнителем и заказчиком. У вас должна быть четкая картина того, какую работу выполняет исполнитель за свое ежемесячное вознаграждение. 

В договор необходимо включать порядок расчета стоимости возможных доработок, а также случаи, в которых эти работы будут выполняться исполнителем безвозмездно. Конечно же, все программное обеспечение, необходимое для оснащения рабочих мест, должно предоставляться бесплатно. Требуйте разработку экономического обоснования внедрения системы, в которой исполнитель должен рассчитать примерный срок окупаемости системы – хотя бы на примере своего опыта работы с другими компаниями. 

Сделаем вывод: заключение договора, предусматривающего абонентскую плату, выгодно компаниям, не имеющим в своем штате свободных квалифицированных инженеров и требующим периодического дооснащения системы специфическими программными модулями. Как правило, это компании с парком автомобилей до 100 единиц.

В третьем варианте поставки рассмотрим случай, когда заказчик закупает навигационные блоки и подключается к бесплатной системе. При этом не взимается абонентская плата за пользование системой и плата за программное обеспечение. Пожалуй, это самый бюджетный вариант. Такие системы должны взаимодействовать с большим количеством блоков от различных производителей. Убедитесь, что функционал программного обеспечения действительно подходит вам. Доход собственниками таких систем извлекается за счет рекламы, которая размещается на страницах самой системы. Если реклама отсутствует, и других возможных источников доходов от выбранной системы вы не видите – высока вероятность внезапного прекращения предоставления услуг. О доработках системы под ваши нужды, а также об оказании какой-либо технической поддержки в данном варианте рассчитывать не придется. 

Сделаем вывод: связываться с такими системами стоит при отсутствии бюджета на систему и при минимальных требованиях к ее функционалу.

Мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся на сегодняшний день предложения на рынке услуг мониторинга автотранспорта. Требуйте от своих поставщиков представления на рассмотрение различных вариантов поставки, а также их обоснования. 

Удачи вам в выборе.

Коммерческий директор ООО «Скай Электроникс»

Александр Царёв

 

29.08.2011 Журнал “АвтотрансИнфо”